Галина Гиндюк,
Воспитатель дошкольного образования
высшей категории
Детский сад №1 г.Каменец
Проект
Использование легенды «Бацька і сыны» в воспитании духовно-нравственных качеств личности ребёнка
Актуальность:
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование доброты, отзывчивости, сострадания лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. В связи с этим ключевая роль детского сада это создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанных на культурных ценностях родного края.
Задача воспитателя - формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к природе, к результатам труда людей, желание помогать взрослым и сверстникам. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки, желание жить в мире и согласии.
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь проявить заботу и внимание, успокоить, порадовать.
Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными и как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями белорусского народа, помогает воспитать любовь к истории, к культуре белорусского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми белорусской культуры, белорусского народного творчества. Народного фольклора. Положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка. Формирует общую духовную культуру.
С первых лет жизни ребёнка приобщение его к национальной культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности нашего дошкольного учреждения уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание коллективного и индивидуального творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение к друг другу.
Именно поэтому, я считаю, актуальна разработка реализация проекта по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста.
Цель проекта:
- создание условий для формирования духовно-нравственной личности дошкольников, нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Задачи проекта:
- формировать у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости», «согласии»;
2.формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
3.формировать умение сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание по отношению к друг другу;
4. развивать умение высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
5. воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное к миру природы и окружающего мира в целом;
6.повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей;
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (2 недели).
Предполагаемый результат:
Дети: научатся применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях; радоваться сами и понимать чувства радости других детей; сформируется понятие «дружбы», «взаимопомощи», «взаимовыручки», заботливое отношение к членам своей семьи, бережное отношение к живой и неживой природе.
Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится потребность социального партнёрства семьи и дошкольного учреждения в вопросах духовно- нравственного воспитания детей
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, зам. зав по ОД Шлетгауэр И.В.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
-рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры.
Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Спешите делать добро», коллективная работа: создание мультфильма «Легенда».
Этапы и сроки проектной деятельности по теме «Использование легенды «Бацька і сыны» в воспитании духовно-нравственных качеств личности ребёнка
Этапы, сроки
|
Содержание работы
|
Участники
|
I этап.
1 день
|
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации проекта.
3.Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед.
|
Воспитатель дошкольного образования
|
2 день
|
1.Разработка рекомендаций для родителей.
2.Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.
3.Организация развивающей среды в группе.
|
Воспитатель дошкольного образования, родители
|
II этап.
3 день
|
1. Беседа с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо».
2.Чтение и обсуждение литературного произведения: Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
3. Игра – драматизация «Узнай себя».
4.Рассматривание иллюстративного материала «Добрые дела».
5. Рекомендации для родителей: провести с детьми экскурсию на тему «Учимся радоваться природе.
6. Совместная деятельность детей и родителей «Герб моей семьи».
|
Дети, родители, воспитатель
дошкольного образования
|
4 день
|
1.Чтение и обсуждение легенды «Бацькаі сыны».
2. Беседа с детьми «Как поступить».
3. Д/игра «Не обзывайся».
4.Этюд «Бабушка заболела» с чтением стихотворений Е. Григорьевой «Бабушка».
5. Конкурс рисунков на тему: «Герой из сказки» (с последующей характеристикой героев.
Рекомендации для родителей «Секрет волшебных слов».
|
Дети, родители, воспитатель
дошкольного образования
|
5 день
|
1. Рисование декорации по легенде «Бацькаі сыны», на тему «Природа вокруг нас».
3. Д/и «Не забывай о товарищах».
4. Беседа с детьми «Давай никогда не сориться».
5. Совместная творческая деятельность с родителями: рисование героев легенды «Бацькаі сыны».
6. Чтение и обсуждение стихотворения Л.Квитко «Два друга».
|
Дети, родители, воспитатель
дошкольного образования
|
6 день
|
1. Самостоятельное вырезывание объектов природы. Составление декораций к мультфильму.
2. Рисование сельских домов.
3. Конкурс на лучшее прочтение легенды «Бацькаі сыны» с использованием рисунка, который нарисовали вместе с родителями.
5. Беседа «Что не так».
6. Творческая игра «Страна Вежливости».
|
Дети, воспитатель
дошкольного образования, родители
|
7 день
|
1.Аппликация «Украшение домашних предметов белорусским узором.
2. Чтение легенды по ролям. Участвуют желающие дети.
3. Импровизация стихотворения З. Александрова «Дружба».
4. Чтение и обсуждение рассказа Б. Рисича «Иностранец».
|
Дети, воспитатель
дошкольного образования, родители
|
8 день
|
1. Лепка героев «Бацькаі сыны».
2. Запись легенды на мультиборд с участием детей.
- Беседа «Общаемся друг с другом».
4.Сюжетно- ролевая игра «Два жадных медвежонка».
5. Консультация для родителей «Духовно- нравственное воспитание в семье».
|
Дети, воспитатель
дошкольного образования, родители
|
9 день
|
1. Создание мультфильма вместе с декорацией.
2.Импровизация стихотворения «Подружки».
3. Чтение и обсуждение рассказа «Добрый поступок Вани» В. Орлова.
4.П./Игра «Смелые мышки».
|
Дети, воспитатель
дошкольного образования, родители
|
III этап.
10 день
|
Художественно-творческая деятельность: коллективная работа создание мультфильма по легенде «Бацькаiсыны».
|
Дети, воспитатель
дошкольного образования, родители
|
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
1. Беседы с детьми:
- «Что такое хорошо, а что такое плохо?»;
- «Как поступить?»;
- «Давай никогда не ссориться»;
- «Что не так?»;
- «Общаемся с друг другом»;
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад», чтение и обсуждение легенды «Бацькаі сыны».Чтение и обсуждение стихотворения Л.Квитко «Два друга».Чтение и обсуждение рассказа Б. Рисича «Иностранец».Чтение и обсуждение рассказа «Добрый поступок Вани» В. Орлова.
3.Рассматривание картин и иллюстративного материала на тему «Добрые дела», «Маленький помощник», «Профессия взрослых» и беседы по их содержанию; рассматривание семейных фотографий. Наблюдение за играми детей своей группы и играми детей других детей.
4. Прослушивание: запись «голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб», «Береза» И. Токмаковой.
5. Экскурсия: «Учимся радоваться природе».
6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Герои сказки», «Деревья. Лес», рисование сельской улицы;
- аппликация «Укрась предметы белорусским узорам»;
- лепка героев легенды «Бацька i сыны»,
Коллективная работа: создание мультфильма «Легенда»
Игровая деятельность:
1.Дидактическая игра «Не обзывайся»
Цель: Объяснение детям необходимости соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательны последствия привычек давать клички своим сверстникам.
Ход игры:Педагог предлагает запомнить правила:
- Будь вежлив с другими детьми;
- Разговаривая не кричи;
-Не забывай говорить вежливо;
- Не спорь с товарищами по пустякам;
- Не ябедничай;
- Не давай другим ребятам прозвища и клички.
А потом спрашивает у детей
- У кого бывает кличка? Обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, корове, кролику и другим животным. Объясняет детям, что не соблюдения правил общения друг с другом приводят к ссорам, конфликтам. При соблюдении вышеизложенных правил общения педагог приводит конкретные примеры из повседневной жизни детей, поощряет детей за самостоятельные высказывания.
2. Дидактическая игра «Не забывай о товарищах»
Цель: формирование положительных взаимоотношений между детьми, побуждать их к добрым поступкам.
Ход игры:Дети одеваются на прогулку и в этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа.
Педагог: Здравствуйте, Алеша и Наташа! Вы пришли к нам в гости? Пошлите с нами на прогулку (куклы одеваются не правильно). Дети смеются.
Педагог предлагает детям помочь куклам, а не смеяться над ними. Дети помогают куклам правильно одеться и берут их с собой на прогулку.
3. Творческая игра «Страна вежливости»
Цель:формирования умения детей уместно, в зависимости от ситуации употреблять вежливые слова приветствия, обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Ход игры: Педагог предлагает отправиться в страну «Вежливости», вспомнить вежливые слова, объясняет, что каждое слово обозначает. Слово «Здравствуйте» - желают здоровья (здравия). Поэтому людям приятно это слово –приветствие. Чтение стихотворения «Здравствуйте!) В. Солоухина. Беседа по тексту стихотворения. Педагог предлагает детям прочитать стихотворение с разной интонацией и передать разные эмоции.
- Если ты идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом- это значит, что ты не хочешь причинить вред, обидеть. Увидев это, даже самый сердитый человек смягчится.
4. Игра - драматизация «Узнай себя»
Цель: формирование умения детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений. Поощрять желания ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.
Дидактический материал: (куклы или игрушки необходимые для театрализованной игры, сюжетные картинки, призы, фишки).
Подготовка к игре: Педагог заранее знакомит детей с песнями, стихами, сказками, персонажами, которые будут использованы в игре.
План проведения игры: педагог выступает в роли ведущего, крокодила Гены, Чебурашки, двух жадных медвежат, Мойдодыра и др. Предлагает детям, проверить хорошо ли они знают себя и своих сверстников. Просит, чтобы во время прочтения произведений, каждый подумал с кем, происходили такие же ситуации с хорошими и плохими поступками, как с героями. Говорит, что от плохих поступков можно избавится, если их изобразить карикатурно и высмеять.
За самое удачное выступление дети получают фишку, а победитель получает приз.
5. Сюжетно – ролевая игра «Два жадных медвежонка»
Цель: формирование умения детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый); сопереживать персонажам, вести себя правильно в затруднительных ситуациях.
Дидактический материал:сцена, персонажи и декорации для театра.
Ход игры:Чтение загадок и стихов о героях сказки. Просмотр детьми сказки (Настольный театр) «Два жадных медвежонка»
Разбор сказки, поступков героев. Педагог предлагает детям переиграть сказку, чтоб все герои остались довольны друг другом.
6. Подвижная игра «Смелые мышки»
Цель: формировать умение детей управлять своим поведением, формирование волевых качеств личности, самоконтроль.
Ход игры: Дети – мышки, один ребенок – кот. Мышки и кот друг напротив друга за чертой. Мышки произносят слова:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался странный звон
Убежали мышки вон!
Педагог произносит: Бом-бом-бом!
Мыши разбегаются, а кот их догоняет. Игра повторяется 2-3 раза.
7. Подвижная игра «Не намочи ноги»
Цель: формирование у детей понятий «Взаимовыручка», «Взаимопомощь».
8. Подвижная игра «Нам не тесно»
Цель: обучать детей правилам поведения во время игры в общественных местах.
9. Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель: формирование навыков употребления в речи «Волшебных слов».
10. Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
Беседы:
- Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: формирование у детей представления о понятиях «Плохие» и «Хорошие» поступки; воспитание чувства вежливости, доброты, стремление к дружелюбию; развитие у детей понимания таких нравственных качеств как добро и зло, хорошо и плохо; закрепление знания о своих, чужих вещах.
Педагог:- Я очень люблю читать книги и меня заинтересовала вот такая книга «Что такое хорошо и что такое плохо» (прочитать стихотворение)
Давайте ребята разберем с вами, что такое «хорошо» и что такое плохо»?
(Дети высказывают свое мнение).
Я для вас приготовила разнообразные иллюстрации, определите пожалуйста, где изображены хорошие поступки, а где плохие. На двух мольбертах будем выкладывать картинки.
На первый мольберт – прикрепим изображения хороших поступков, которыми можно гордится, на втором – картинки с плохими поступками , которые мы не одобряем.
Дети садятся в круг, перед ними раскладываются иллюстрации с изображениями хороших и плохих поступков. По очереди, показывая –дети с педагогом обсуждают, почему на той или иной иллюстрации изображены хорошие или плохие поступки. После обсуждения иллюстрации прикрепляются к соответствующему мольберту.
- Рассказ воспитателя «Как поступить»
Цель:формировать умение детей анализировать свое поведение и поведение других, сравнивать и делать логические переносы. Воспитывать умение чувствовать и понимать других людей : сверстников и взрослых.
Повторить правила:
- Умей признать, что был не прав.
- Старайся уступать товарищу в ссоре, игре, помогать ему, договариваться с ним.
- Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
- радуйся успеху товарища.
- Не хвастайся даже самым хорошим поступком – хорошее дело само за себя говорит
- хорошим поступком – хорошее дело само за себя говорит
- Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде.
3. Беседа «Давай никогда не ссорится»
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе и формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми, вовлечение всех детей в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива, формирование игровой культуры: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Педагог предлагает детям для обсуждения варианты разрешения конфликтных ситуаций:
- Отдать игрушку тому, кто взял первым
- Никому не давать, чтоб не было обидно
- Играть всем вместе
- Играть по очереди
- Отдать игрушку Кате, потому что она в группе самая слабая девочками часто бывает грустной
Дети вместе с воспитателем обсуждают варианты возможного решения конфликтных ситуаций.
4.Беседа «Общаемся друг с другом»
Цель: развитие у детей умения вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог используя средства выразительности.
Работа с родителями:
- Консультация на тему «Духовно-нравственное воспитание в семье».
-Участие родителей в чтении и обсуждении «Бацькаi сыны».
- Изготовление совместных подделок с детьми.
- Совместная творческая деятельность рисование героев легенды «Бацькаi сыны».
- Изготовление совместных декораций к мультфильму.
- Пословицы, поговорки о семье, дружбе, товариществе.
- Отгадывание загадок.
- Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о дружбе:
В. Осеева «Три товарища», Т. Волгина «Два друга», Л. Толстой «Два товарища», В. Викторов «Дружат дети всей Земли», А. Кузнецова «Подружки» и др.
Рисование: «Какого цвета мой страх», «Мой лучший друг», «Подарки моим друзьям», «Угощение нашим гостям».
Аппликация: «Ковер для друга».
Слушание: И. Шаинский «Песня о дружбе», П.И. Чайковский «Болезнь куклы», музыкальная игра «Карусели».
Обсуждение и проигрывание ситуаций:
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в обществе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
«Кто виноват?», «Как можно было поступить?» и др.
Полученный результат:
В ходе работы над проектом у детей выработались навыки:
- выделение индивидуальных особенностей сверстников не только по их внешнему виду, но и по поведению, характеру общения;
- умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых;
-оказывать помощь детям в трудной ситуации;
- делиться с друзьями игрушками и сладостями;
- останавливать другого ребенка если он делает что то плохое, радоваться успехам друзей, быть благодарным за проявленное внимание и заботу;
- дети научились самостоятельно делать выводы;
- сформировался эстетический вкус;
- знания и впечатления они использовали на практике и изобразительной деятельности;
Родители принимали активное участие в совместной деятельности детей и педагога по духовно-нравственному воспитанию личности детей.
III. Заключительный этап
Художественно-творческая деятельность: Коллективная работа создание мультфильма по легенде «Бацька i сыны».