"Организация и проведение коррекционной работы во 2-й половине дня"
Коррекционный час проводит воспитатель во второй половине дня. Воспитатель комбинированной группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных:
- закрепление у детей речевых навыков по заданию логопеда;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи, пополнение, активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи;
- развитие у детей памяти, внимания, - процессов, тесно связанных с речью;
- совершенствование словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи;
- развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.
Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда (логочаса). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило, после полдника.
Если 2-3 ребёнка имеют сходный дефект, можно давать однородные задания. По мере усвоения материала требования усложняются. В то время как дети выполняют индивидуальные задания, воспитатель работает с детьми, нуждающимися в закреплении материала, данного логопедом. Первая часть занятия заканчивается проверкой выполненной детьми работы. Вторая часть после физкультминутки направлена на закрепление и уточнение, расширение словаря.
Требования к подготовке и проведению коррекционного часа:
1. Коррекционное занятие вносится в календарный план работы.
2. Раздаточный материал готовится воспитателем заранее.
3. Заранее планируются:
- индивидуальные задания, направленные на коррекцию имеющихся отклонений в общем развитии детей;
- задания, связанные с расширением и обогащением словаря;
- физкультминутки.
4. Задания логопеда отрабатываются по индивидуальным тетрадям детей.
5. Работая с детьми по заданию логопеда, воспитатель говорит обычным голосом, не применяя шёпотную речь.
Структура коррекционного часа:
1. Игры на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, восприятия.
2. Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.
3. Упражнения на развитие мелкой моторики.
4. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Игры и упражнения на координацию речи с движением.