РусскийБеларускi

 

 Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по  образованию  Каменецкого райисполкома

Государственное учреждение образования "Детский сад №1  г.Каменец"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

админ сайта

 

 


КРЕМЕЗ ЖАННА МИХАЙЛОВНА,

магистр педагогических наук,

заведующий государственного учреждения

образования «Детский сад № 1 г. Каменец»

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ КАК СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Данная статья обосновывает актуальность использования метода интеллект-карт как средства патриотического воспитания у дошкольников. Доказывает важность формирования у дошкольников представлений о гражданственности и патриотизмев ходе специально организованных занятий с использованием интеллектуальных карт. Доказывает, что использование интеллектуальных карт повышает процесс запоминания; овладение навыком создания интеллектуальных карт позволяет детям в дальнейшем самостоятельно пользоваться полученными знаниями и навыками.

Ключевые слова: метод интеллект-карт; патриотическое воспитание; дети дошкольного возраста.

Сегодня одним из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста является воспитание гражданина и патриота своей страны. Наступит время, и сегодняшние дошкольники будут определять будущее нашей Родины. Необходимо уже сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, воспитания личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Беларуси. В дошкольном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются первые представления о Родине.

Важным показателем сформированности у детей дошкольного возраста гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание её роли и значения. Учебной программой дошкольного образования определены задачи и содержание по гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Гражданское и патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс.

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса. Поэтому возникает необходимость поиска новых современных средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательное развитие. Одним из таких средств является технология визуализации учебной информации, а именно метод интеллект-карт.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей, и активизируется мышление. Этот метод был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". Бьюзен отмечал, что эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Вмир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

В современном мире с большим потоком информации применение интеллектуальных карт в обучении дошкольников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать необходимую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Интеллект-карты помогают развивать мышление, память и внимание дошкольников, а также сделать процессы обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

В рамках обозначенной на областном уровне единой методической темы «Технология визуализации при реализации содержания учебной программы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» возникла идея разработать систему занятий с использованием метода интеллект-карты для изучения темы «Моя Родина – Беларусь», которая позволит эффективно решить задачи по гражданскому и патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Занятия разработаны на основании учебной программы дошкольного образования. Для занятий по теме «Моя Родина – Беларусь» воспитатель подготавливает карточки по теме из наглядно-методического пособия А. Л. Давидович, А. И. Смолер «Мир, в котором я живу» (но обратите внимание, что в этом пособии герб старого образца), стенд или ватман для составления карты ума, цветные маркеры, готовые стрелки на клейкой основе и заранее подготовленную серию картинок, фотографий по теме.

Для каждого ребёнка понадобятся: цветные карандаши или фломастеры, клеёнка, клей, салфетки, один ватман формата А3, серия картинок по теме. При необходимости можно использовать рабочую тетрадь А. Л. Давидович, А. И. Смолер «Мир, в котором я живу» из серии «Мои первые уроки».

Для наглядного примера мы подготовили стенд. На нём заранее разместили и наклеили липучки для картинок по теме и цветные стрелки, на которых обозначены названия основных направлений темы. Таким образом такую интеллект-карту можно использовать неоднократно, добавляя новый материал по теме «Моя Родина – Беларусь».

В начале первого занятия проводится обзор темы, в ходе которого детиполучают представления о содержании всей темы, знакомятся с новой информацией и узнают известные факты о Родине – Беларуси. В результате у детей развивается интерес к родному краю, национальной культуре. Дошкольники осознают свою принадлежность к стране, ощущают причастность к тому, что написано и изображено на карточках.

Для создания целостного наглядного образа темы на следующем этапе занятия осуществляется составление её графической структуры. Выделяется основное понятие – «Республика Беларусь» и подбирается к нему соответствующий наглядный образ, в качестве которогонами выбрана карта Республики Беларусь.

Затем детям выдаётся заранее заготовленная цветная картинка карты Беларуси для наклеивания на ватман. Параллельно с детьми педагог крепит точно такую же картинку на подготовленный стенд, комментируя свои действия. Таким образом получается центральный образ интеллектуальной карты.

После того как мы сформировали центральный образ нашей интеллектуальной карты, опираясь на результаты обзора выявляем основные направления, которые раскрывают содержание представлений у детей дошкольного возраста о Республике Беларусь, подводим детей к выводам. Нами обозначены следующие основные направления:

  1. Государственные символы (герб, флаг, гимн).
  2. Национальные символы (аист, зубр, василёк, клён, клевер, сосна).
  3. Страны – соседи (Россия, Украина, Польша, Латвия, Литва).
  4. Областные города. Минск – столица страны.
  5. Основные достопримечательности РБ (Брестская крепость, Хатынь, Курган славы, Музей ВОВ, Белая вежа, Мирский замок, Несвижский замок, Национальная библиотека, большой театр оперы и балета, Беловежская пуща).

6. Известные люди, прославившие страну(Е. Полоцкая, Ф. Скорина, К. Каліноўскі, Я. Купала, Я. Колас, П. Климук, В. Ковалёнок, О. Новицкий).

7. Народные ремёсла(лозоплетение, соломоплетение, гончарство, резьба по дереву, ткачество).

8. Некоторые животные и растения, занесённые в Красную книгу РБ (белая цапля, чёрный аист, филин, зубр, бурый медведь, рысь).

Далее перечисленные направления дети по образцу педагога располагают на ватмане и наклеивают в виде цветных стрелок, характеризирующие каждое направление на ватман. Таким образом перед детьми появляется наглядный образ темы «Моя Родина – Беларусь», её структура, последовательность изучения темы. На этом этапе завершается первое занятие.

На следующих занятиях детям предоставляется возможность последовательно выбирать для каждого направления картинки в соответствии с полученной информацией, которую дети узнают не только на занятиях, но и в нерегламентированной деятельности, и определяют общие связи между элементами этой информации. Так на втором занятии необходимо заполнить направление «Государственные символы Беларуси». Обратив внимание детей на сюжетные картинки и другие наглядные пособия, в ходе беседы педагог выясняет, что символами Республики Беларусь являются герб, Гимн, флаг. Картинки следует прокомментировать, можно прослушать и спеть Гимн во время занятия. Затем педагог изображает три стрелочки (по количеству символов) к направлению «Государственные символы Беларуси», прикрепляет к ним соответствующие картинки, таким образом отмечаем новую информацию. Флаг Беларуси можно предложить нарисовать цветными карандашами в рабочей тетради или сразу на ватмане, а герб и текст Гимна лучше наклеить, заранее подобрав картинки. Остальное время занятия отводится для изучения темы «Национальные символы страны», обращается внимание, что это тоже символы страны.

По такому же принципу организуется деятельность детей и на последующих занятиях.Во время самостоятельной деятельности даётся задание детям подготовить заранее материал к следующему занятию, с которым им предстоит работать. Такой подход существенно экономит время занятия. Можно предложить детям подготовить картинки или рисунки к следующему занятию дома, тем самым привлечь родителей к сотрудничеству и вызвать у них интерес к теме «Моя Родина – Беларусь».

Необходимо отметить, что, добавляя в интеллектуальную карту на каждом занятии новые картинки, дети видят и то, что было зафиксировано ранее, тем самым вспоминая предыдущий материал. Более того дошкольники видят, что им предстоит узнать дальше, у них включаются процессы предварительного обдумывания, тем самым повышается мыслительная активность.

Так от занятия к занятию постепенно заполняется всё пространство вокруг обозначенных направлений темы «Моя Родина – Беларусь». Направление «Страны – соседи Республики Беларусь» заполняем на четвёртом занятии. На пятом занятии заполняется направление «Областные города Беларуси», на шестом – «Основные достопримечательности Беларуси». Седьмое занятие посвящаем направлению «Известные люди, прославившие страну». Аналогично с детальными обсуждениями на восьмом занятии заполняется направление «Народные ремёсла», на девятом занятии с детьми обсуждается информация о некоторых птицах и животных и заполняется направление «Красная книга Республики Беларусь».

К концу девятого занятия содержание темы полностью раскрыто и представлено в виде обобщённого рисунка – интеллект-карты. Для того чтобы связать всё в единую систему необходимо провести последнее обобщающее занятие. Установление связи между отдельными элементами (картинками) интеллект-карты следует сделать на основании системы вопросов детям.  Ответы на вопросы дети могут сначала давать устно, а затем фиксировать их в интеллект-картах с помощью стрелок.

Такая система занятий оказывается очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на моделирование, что способствует более лёгкому запоминанию информации, ее представлению и пониманию, способствует развитию мышления, памяти. В результате дети учатся не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе

обучения дошкольников / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №7. – С. 34–37. – Режим доступа :

http://school2100.com/upload/iblock/6dc/6dc0c768df4334fdaf730435cd564465.pdf

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен / пер. с англ. П. А. Самсонова. – М. : ООО «Попурри», 2019. – Режим доступа :

https://www.ozon.ru/product/supermyshlenie-29736817/?sh=qbXrRzs5Xg

  1. Луговская, Е. П. Использование современной образовательной

технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста / Е. П. Луговская // Сборник конспектов образовательной деятельности. – Анапа, 2019. – Режим доступа :http://ручеек.com/konkyrs/Poisk/metod_razrabotka_Ly%20govskaya.pdf

4. Самохина, В. М. Применение интеллект-карт в обучении / В. М. Самохина // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 598–600. – Режим доступа :https://moluch.ru/archive/133/37192/

 

 

 

 


                   

 

Адрес: 225051, Брестская обл., г. Каменец, ул. Брестская, 62.

Телефоны: 8 01631  3 71 90, 7 50 36

Адрес электронной почты:  du1@kamenec.edu.by    

Свидетельство о государственной регистрации  от  1 сентября 2022 года с регистрационным номером 290979743

 

Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)