Ребенок в алкогольной семье
Употребление спиртных напитков не только мужчинами, но и женщинами приводит к рождению детей с различными отклонениями в психическом и физическомразвитии (задержка роста, характерная лицевая аномалия, мозговая дисфункция и др.)
В современном мире появился и так называемый пивной алкоголизм. При этом употребление слабоалкогольных напитков, популярных в молодёжной среде, приводит к заболеванию алкоголизмом точно так же, сак и при употреблении крепких спиртныхнапитков. По данным социологов в результате агрессивной рекламы пик массовогоупотребления пива в мире сместился с возрастной группы 16-18 лет на 13-15 лет,что сильно влияет на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения и на будущую способность к полноценному деторождению. При этом в средствах массовой информации всё активнее пропагандируются различные мифы. Например, миф о том, что алкоголизм является национальной чертой российского народа или, что малые дозы алкоголя не приносят вреда будущим мамам. Однако практика это опровергает.
В дохристианской Руси были известны только малоалкогольные напитки, такие, как брага, медовуха или сурица (настой целебных трав на ключевой воде с мёдом крепостью 2-3 градуса). При этом в Древней Руси существовала годичная норма употребления хмельных напитков. Так, в дни празднованияосеннего и весеннего равноденствия мужчинам, достигшим 32 лет и выполнившимсвой долг перед родом, то есть имеющимнеменее 9 здоровых детей, разрешалось торжественно испить одну чарку сурицы, пива или браги. Мужчинам в возрасте 48 лет и имеющим не менее 16 здоровых детей, разрешалось выпить две чарки. Женщины даже подумать об этом не могли.
Крепкие алкогольные напитки были завезены в Россию генуэзскими купцами из Византии в XVвеке, но долгое время не пользовались популярностью. В Московии в отличие от Европы до 1552 года не была распространена система увеселительных учреждений (кабаков). И только при правлении Ивана Грозного открыли первый «царёв кабак» для опричников. Начиная, с XVIIвека к царскому столу стали подавать отечественные вина из винограда, выращенного в Астрахани.
Употребление спиртного в России увеличивается при правлении Петра Первого. Не запрещая пьянство как явление, царь вместе с тем боролся с этой привычкой достаточно жёстким методом: «награждал» пьяниц чугунной, тяжёлой медалью «За пьянство», которую крепили на шее и снимали, когда человек переставал пить (Г.В. Страшенбаум).
Массовое открытие кабаков в городах и станицах началось при Екатерине Второй. На это нововведение народ отвечал бунтами, которые были жестоко подавлены. На вопрос княгини Дашковой «зачем Вы спаиваете русский народ?» императрица отвечала: «Пьяным народом править легче!».
В XIXвеке известный психиатр Б.А. Мо-рель провёл наблюдение за четырьмя поколениями одной семьи, больными хроническим алкоголизмом, и пришёл к заключению, что эта патология способствует вырождению. В первом поколении он обнаружил нравственную испорченность, приверженность к спиртному, во втором - обычное пьянство, в третьем - ипохондрию, меланхолию, склонность к самоубийству, в четвёртом - умственную отсталость, идиотизм, бесплодие и другие аномалии. Таким образом, был сделан вывод: алкоголизм - болезнь семейная.
В XXвеке учёные установили генетическую предрасположенность к алкоголизму. Так, однояйцовые близнецы - дети алкоголиков - в большинстве случаев становятся алкоголиками независимо от того, в какой семье они воспитываются: благополучной или неблагополучной (Г.В. Страшенбаум).
Особо вреден алкоголь при беременности; наиболее опасный период - в первые восемь недель, когда закладываются основа нервной системы и органы будущего человека (В.И. Табохлин, Е.В. Борисова и др.). Не менее опасно для ребёнка грудное вскармливание матерью, регулярно употребляющей спиртные напитки. Алкоголь, поступая через молоко, разрушает мозг с младенческого возраста.
В середине 50-х годов XXвека в головном мозге человека были открыты центры удовольствия, стимуляция которых вызывает эйфорию. По данным американского нейрофизиолога Джеймса Олдса в обычных условиях подобные ощущения подкрепляют адаптивное поведение и облегчают перенесение невыносимой боли, например в случае травмы. У детей алкоголиков эти центры не получают достаточной активации в повседневной жизни. С рождения у них наблюдается синдром дефицита удовольствия. Дети с этим синдромом постоянно испытывают скуку, источником острых ощущений для них становятся гиперактивность, непослушание, лживость и агрессивность.
Исследования Е.М. Мастюковой показали: даже если ребёнок из алкогольной семьи не имеет явно выраженных соматических нарушений, у него наблюдается отставание в интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах. Так, игры детей 2-4 лет однообразны и примитивны. Из игрушек они предпочитают шумящие, свистящие, гремящие. Во время игры у них часто меняется настроение: оживление переходит в плач и крик. Дети не проявляют никакого интереса к книгам. Они не могут сфокусировать своё внимание даже на ярких картинках и отвлекаются на любые раздражители. В то же время нередко проявляется инертность психических процессов, то есть «застревание» на одном и том же действии.
Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребёнка в возрасте от 1 года до 4 лет. Многие стремились получить пищу из бутылочки с соской, часто грызли пустышки, игрушки, ногти. При утомлении их движения были стереотипны: раскачивание из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т.п.
У детей алкоголиков в большинстве случаев наблюдается задержка в развитии речи. До 2-2,5 лет она носит лепетный характер, и только в возрасте 3 лет появляются отдельные слова, структура которых аморфна и аграмматична.
В ходе исследования ребёнку показывали картинку, на которой изображён медвежонок, спящий на диване, и задавали вопросы: «Что делает мишка?», ответ: «Спать»; «На чём спит мишка?» - «Кроватка». И т.п. Когда ребёнку предлагали показать домик на картинке, он подбегал к окну и показывал домик на игровой площадке. Авторы исследования сделали вывод: привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии понимания значения данного слова.
Тот уровень, который соответствует развитию двухлетнего ребёнка, достигается детьми, рождёнными в алкогольных семьях, лишь к 3-4 годам. Недоразвитие речи приводит к задержке наглядно-образного, а затем и словесно-логического мышления.
Наблюдаются отклонения и в поведенческой сфере. Ограниченные в средствах общения с окружающими людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивным поведением или, наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, излишней ненормальной привязанностью. В результате с 4-8 лет у ребёнка начинает формироваться социальная дезадаптация. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость не позволяют детям завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе. При этом, как отмечает Е.М. Мастюкова, наряду с активными реакциями протеста поведение ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста может характеризоваться пассивными реакциями избегания: он боится родителей, воспитателей и учителей, избегает общения со взрослыми и сверстниками, иногда даже уходит из дома. На этом фоне у ребенка возникают различные невротические расстройства: нарушение сна, энурез, тики, страхи, заикание и др. Наиболее сильным проявлением пассивного протеста является; попытка самоубийства, в основе которого лежит глубокое чувство обиды, желание отмстить или напугать.
Ученые выявили три фазы алкоголизации. Первая характеризуется душевным подъемом, расторможенностью, более свободным выражением подавленных или вытесненных влечений. Это связано с тем, что алкоголь в первую очередь, затрагивает высшие мозговые центры, осуществляющие функции контроля и торможения.
Если человек продолжает пить, постепенно парализуются нижние отделы мозга и
развивается вторая фаза, для которой характерны депрессивные тона. Когда выпивший трезвеет он вступает в третью фазу – похмелье. При этом чувство вины и стыда: вновь вызывает стресс, и человек, чтобы заглушить это чувство и ощутить подъём, снова начинает пить (Г.В. Страшенбаум).
В.Д. Москаленко приводит психологический портрет больного алкоголизмом: сильная зависимость с детства от матери, низкая способность переносить неприятности, подавленность, неуверенность в своих силах.
В трезвом виде алкоголик молчалив, застенчив, зажат, однако в состоянии опьянения выглядит уверенно и даже самоуверенно. Часто начинает восхвалять свои достоинства. Психологи отмечают, что таким образом человек, больной алкоголизмом, выражает подавленные и вытесненные эмоции, которые он испытывал годами. Чувство вины сопровождает такого человека всю жизнь, но даже самому себе он редко в этом признаётся, защищаясь фразой: «Яне такой плохой, как вы думаете!»,
Больные алкоголизмом чувствуют себя одиноко и часто жалуются, что никому не нужны. Чтобы заглушить душевную боль и чувство вины перед близкими ониснова запивают. Это замкнутый круг. И в этом замкнутом круге находится вся семья, причём «каждый её член выполняет определенную роль» (Э.К. Джулиус, П. Пэпп).
Как отмечают психологи, данный процесс можно довольно точно определить как «организованный хаос». Так, жена алкоголика, как правило, полностью поглощена тем, чтобы следить за мужем, управлять его поведением. Это роль спасателя или жертвы. Отец ребёнка, который в пьяном виде считался безответственным негодяем, в трезвом состоянии становится надеждой и опорой или жертвой обстоятельств. Цикл сменяющихся ролей бесконечен.
При этом ребёнок автоматически отодвигается на второй план. Его жизнь полностью зависит от взаимоотношений взрослых. Чувство постоянного отвержения со стороны родителей, с одной стороны, и беспокойство за них - с другой, формирует у ребёнка не осознаваемое им недоверие к миру и устойчивое чувство стыда, которое он активно скрывает.
Ребёнок может находиться в ситуации, когда пьющий родитель (как правило, отец) не признаёт того, что алкоголь для него является проблемой, а мать пытается скрыть от окружающих, что её муж алкоголик. В результате у ребёнка развивается недоверие и к своим собственным чувствам. У него дома невыносимая обстановка, но мама в большинстве случаев учит сына (дочь) никому не говорить о том, что папа пьёт и обижает их. Мать стыдится сложившейся ситуации и непроизвольно втягивает ребёнка в этот заколдованный жизненный круг.
Жена алкоголика и мать ребёнка постепенно отказывается от своих собственных интересов, становится равнодушной. Это является своеобразной анестезией от страданий, которые она испытывает в семье. Подавление чувств приводит к блокировке жизненной энергии и болезням. Скрывая свои домашние проблемы, чтобы никто не узнал, какой дома кошмар, в обществе друзей или на работе женщина может вести себя нарочито ярко: громко смеётся, делает яркий макияж, празднично одевается (В.Д. Москаленко).
Постепенно ребёнок перестаёт адекватно оценивать действительность: дома всё плохо, а мама на улице вроде бы весела и говорит всем, что у них всё замечательно. И ребёнок начинает жить в «королевстве кривых зеркал». По мнению психологов, детей травмирует не столько родительский алкоголизм сам по себе, сколько царящая в семье дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности (З.У. Смит, В.В. Ковалев, А.В. Терехова и др.).
С точки зрения психоанализа, с самого раннего детства у человека формируются определённые стереотипы восприятия других людей. Если, например, отец в семье был агрессивен, авторитарен, то, возможно, дочь с возрастом будет видеть во всех мужчинах угрозу, а сын воспримет агрессивный тип реагирования на женщин.
Кроме того, у человека наблюдается тенденция повторять в своей жизни ситуации и отношения с людьми, которые были проблемными в ранние годы. 3. Фрейд отмечал: боль, причинённая в дошкольном детстве, фиксируется и «заставляет человека периодически приводить себя к бессознательной попытке понять, что же происходит и почему получается именно так, а не иначе. И, если человек не осознал, чем вызваны его действия, он будет приходить только к неудачным разрешениям повторной ситуации». Именно этим можно объяснить тот факт, что 30 процентов дочерей алкоголиков, становясь взрослыми, либо сами пристрастны к спиртному, либо выбирают себе в мужья пьющих мужчин. Даже решившись на развод, эти женщины очень часто повторно выходят замуж за мужчин, которые тоже злоупотребляют алкоголем или являются наркоманами, то есть социально проблемными людьми. Такими спасателями были их матери, и этот стереотип поведения неосознанно освоили девочки (Е.В. Емельянова).
Ребёнок из алкогольной семьи всё время начеку: в каком состоянии придёт отец домой, как будет реагировать мама, будут ли они опять ругаться? Он становится заложником семейной ситуации. Чувство страха, тревоги и вины - его постоянные спутники. При этом ребёнок, прекрасно оценивая эмоциональные реакции других людей, научается скрывать свои собственные эмоции и чувства. Неосознанно принимая на себя определённую роль, он таким образом психологически защищается.
Американские практикующие психологи описали ролевые модели поведения детей.
• «Герой» - ребёнок сосредоточен на том, чтобы всё делать идеально и нести ответственность за всё происходящее в семье.
• «Козёл отпущения» - ребёнок выражает свои чувства через бунтарское поведение.
• «Потерянный ребёнок» - удаляется в мир фантазий.
• «Шут» - ребёнок, который использует юмор и гиперактивные действия, отвлекая внимание на себя и пытаясь сделать так, чтобы проблема алкоголизма исчезла.
Исследования белорусских авторов (И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова) позволили расширить перечень ролевых моделей.
• «Псевдородитель» - ребёнок берёт на себя большую часть ответственности за семью, выполняя функции родителей. Он убирает квартиру, готовит пищу, ухаживает за младшими братьями и сестрами и др.
• «Человек-невидимка». Выбор такой роли позволяет ребёнку не привлекать к себе внимание пьющих родителей. Он может тихо сидеть в углу или в своей комнате, стараясь не мешать взрослым. Такая роль с возрастом может трансформироваться в серьёзные поведенческие отклонения, требующие помощи специалистов, например анорексию (отказ от еды), самоувечье (чтобы стать непривлекательной и избежать сексуальных домогательств пьяного отчима) и т.п.
• «Больной» - ребёнок старается переключить внимание родителей с алкоголя на себя. (Болезнь может быть реальной или вымышленной.)
Психологи отмечают, что дети могут играть одновременно несколько ролей или использовать их по очереди. Однако, чем дольше ребёнок находится в той или иной роли, тем сильнее она закрепляется за ним. В итоге у него формируются низкая самооценка и комплекс неполноценности. Он начинает относиться к себе так же, как к нему относятся в семье. Если родители (прежде всего мать) не любят и не уважают себя, они не могут научить этому ребёнка (Э.У. Смит, А.В. Терентьееа, Н.Н. Посысоев и др.).
У детей из алкогольной семьи формируется твердое убеждение: если сам о себе не позаботишься, то никто о тебе не позаботится. В будущем - это отразится на характере их взаимоотношений с другими людьми: они не смогут ни у когопопросить помощи. Формируется еще один стереотип поведения, который заимствуют от своих родителей, - отказ от активных действий при решении жизненно важных проблем. Безуспешные попытки изменить что-либо в семье приводят ребёнка к чувству беспомощности и убеждённости, что не стоит что-либо менять: всё равно ничего не получится. Постепенно дети привыкают к пассивному поведению, а их самооценка снижается.
Один из факторов, который определяет попадание ребёнка в группу риска, - высокая вероятность различных видов насилия в алкогольной семье. Сохранение «большого секрета» (пьянство отца или матери, сексуальное или физическое насилие) является дляребёнка более важным, чем необходимость рассказать о своих чувствах. Он подсознательно убеждён: не высказанное вслух может не существовать.
Важно понимать, что вовлечение ребёнка взрослым в сексуальные действия с согласия ребёнка или без него, осознаваемое или не осознаваемое им в силу возрастной незрелости, преследуется законом РБ. Развратными действиями считаются не только половой акт, но и сексуальная эксплуатация для порнографических целей, вовлечение их в проституцию, демонстрация порнографических материалов и др.
Дети дошкольного возраста, подвергающиеся сексуальному насилию со стороны
отца(отчима) или других членов семьи, могут даже сомневаться в том, было ли это с нимина самом деле или всё это им показались, так как отец ведёт себя днём как ни в чём не бывало. «И девочка как бы «застывает». Она уже не может отличить верное от неверного, что хорошо и что плохо, что есть насилие и что любовь. И это так трудно, что она блокирует воспоминания, отказывается от них, чтобы в обычной жизни жить нормально» (Е.М. Черепанова).
Довольно часто родитель, который совершил развратные действия с ребёнком дошкольного возраста, может представить это злодеяние как часть близких отношений. Ребёнок же, который постоянно чувствовал своё отвержение, пытаясь любой ценой завоевать любовь и внимание отца, сохраняет «этот секрет» от мамы и других взрослых. Поэтому информация о сексуальном насилии «сообщается» окружающим опосредованным способом (Д. Финкельхор, Е.М. Черепанова, Н.В. Курасова и др.).
1. Наблюдаются изменения в поведении и взаимоотношениях ребёнка со сверстниками и взрослыми. Кроме очевидных проявлений типа подавленности или агрессивности, есть более специфические особенности: нежелание идти спать, ночные страхи, желание спать со светом, при запертых дверях, не раздеваясь, вместе с другими детьми.
2. Появление раннего сексуального поведения, например девочка приглашает мальчиков посмотреть на неё в раздетом виде.
3. Дети младше 6 лет часто проявляют свои страхи более конкретно, реагируя, например, на мужчин с определённой фигурой или цветом волос. Более старшие дети реагируют менее специфично, например общим недоверием ко всем мужчинам, побегами из дома, соматическими проблемами, попытками суицида.
4. Использование рассказов от третьего лица - способ проверки реакции взрослого. Если, например, тот рассердится, то ребёнок может сказать: «Это показывали по телевизору» или «Это было с моим другом».
5. Дошкольники передают свои чувства более конкретно в рассказах о приходящих по ночам чудовищах или страшных животных, которые пытались их проглотить.
6. Дети 6-9 лет могут рассказать сказку о принцессе, которая должна была поцеловать принца, но делать этого не хотела, и он наказал её.
7. Наличие сексуальных злоупотреблений очень часто проявляется в детских рисунках, например в хроническом отсутствии на рисунке отца, в подчёркнутой диспропорциональности фигур: огромного отца и маленького себя.
Довольно часто родитель, который совершил развратные действия с ребёнком дошкольного возраста, может представить это злодеяние как часть близких отношений. Ребёнок же, который постоянно чувствовал своё отвержение, пытаясь любой ценой завоевать любовь и внимание отца, сохраняет «этот секрет» от мамы и других взрослых. Поэтому информация о сексуальном насилии «сообщается» окружающим опосредованным способом (Д. Финкельхор, Е.М. Черепанова, Н.В. Курасова и др.).
Довольно часто родитель, который совершил развратные действия с ребёнком дошкольного возраста, может представить это злодеяние как часть близких отношений. Ребёнок же, который постоянно чувствовал своё отвержение, пытаясь любой ценой завоевать любовь и внимание отца, сохраняет «этот секрет» от мамы и других взрослых. Поэтому информация о сексуальном насилии «сообщается» окружающим опосредованным способом (Д. Финкельхор, Е.М. Черепанова, Н.В. Курасова и др.).
1. Наблюдаются изменения в поведении и взаимоотношениях ребёнка со сверстниками и взрослыми. Кроме очевидных проявлений типа подавленности или агрессивности, есть более специфические особенности: нежелание идти спать, ночные страхи, желание спать со светом, при запертых дверях, не раздеваясь, вместе с другими детьми.
2. Появление раннего сексуального поведения, например девочка приглашает мальчиков посмотреть на неё в раздетом виде.
3. Дети младше 6 лет часто проявляют свои страхи более конкретно, реагируя, например, на мужчин с определённой фигурой или цветом волос. Более старшие дети реагируют менее специфично, например общим недоверием ко всем мужчинам, побегами из дома, соматическими проблемами, попытками суицида.
4. Использование рассказов от третьего лица - способ проверки реакции взрослого. Если, например, тот рассердится, то ребёнок может сказать: «Это показывали по телевизору» или «Это было с моим другом».
5. Дошкольники передают свои чувства более конкретно в рассказах о приходящих по ночам чудовищах или страшных животных, которые пытались их проглотить.
6. Дети 6-9 лет могут рассказать сказку о принцессе, которая должна была поцеловать принца, но делать этого не хотела, и он наказал её.
7. Наличие сексуальных злоупотреблений очень часто проявляется в детских рисунках, например в хроническом отсутствии на рисунке отца, в подчёркнутой диспропорциональности фигур: огромного отца и маленькой девочки. При этом важно осознавать, что рисование для детей является не только способом сообщения о происходящем, но и способом отреагирования ситуации.
8. Нервно-психические расстройства, возникающие без видимой причины.
9. Регрессивное поведение, характерное для детей младшего возраста.
10. Рассказы прямым текстом могут свидетельствовать как о большом доверии к взрослому, так и об отчаянии, которое охватывает ребёнка.
Сексуальное насилие над ребёнком или присутствие ребёнка при насилии, которое совершается над его матерью или близкими людьми (сестрами, братьями), вызывает у него сильнейший посттравматический стресс. Симптомы этого стресса психологи разделяют на три группы (С. АршалХусейн, М.Д. Вильям, Р. Холкомб и др.).
Симптомы повторного переживания.
• Навязчивые негативные воспоминания о травмирующем событии.
• Повторные негативные сны, связанные с событием.
• Внезапно возникающие чувства, как если бы события происходили сейчас.
• Интенсивный психологический стресс при событиях, напоминающих травму. Симптомы избегания.
• Избегание мыслей и чувств, связанных с событием.
• Избегание деятельности, связанной с травмирующим событием.
• Невозможность вспомнить детали события.
• Чувство отстранённости, отчуждения от других людей.
• Обеднение чувств.
• Отсутствие ориентации на будущее.
Симптомы повышенной возбудимости.
• Трудности засыпания, бессонница.
• Раздражительность.
• Трудности концентрации внимания.
• Сверхбдительность.
• Взрывные реакции.
• Физиологические реакции на события, символизирующие или напоминающие травму (повышение температуры, затруднение дыхания и т.п.).
Посттравматическая реакция на сексуальное насилие усиливается, если взрослые члены семьи (прежде всего мать) не верят ребёнку, когда тот решается рассказать им о случившемся. Часто детей даже считают виновниками произошедшего и ничего не предпринимают для их безопасности. Более того, мать не только не заявляет в правоохранительные органы, но стремится уничтожить все улики (быстро моет ребёнка, меняет его одежду), что затрудняет установление виновника насилия. Вместо того чтобы научить ребёнка правильно вести себя в ситуации опасности (убегать, громко кричать, царапаться и т.п.), мать делает вид, что ничего страшного не произошло.
В результате ребёнку легче забыть столь сильную психологическую травму, вытеснить её из своего сознания. Однако эта травма может сопровождать его всю жизнь и мешать выстраивать в дальнейшем нормальные отношения в своей будущей семье.
Выделяют следующие фазы проявления посттравматического стресса.
- Отчаяние - острая тревога без ясного осознания значимости произошедшего.
- Отрицание - бессонница, амнезия, реакция ухода, оцепенение, соматические симптомы.
- Навязчивость - взрывные реакции, эмоциональная лабильность, хроническое состояние гипервозбудимости.
- Прорабатывание - понимание причин травмы.
- Завершение - новые планы на будущее.
Психологические последствия сексуального насилия являются достаточно сложными для детей дошкольного возраста, поэтому в данном случае необходима индивидуальная психотерапевтическая работа.