РусскийБеларускi

 

 Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по  образованию  Каменецкого райисполкома

Государственное учреждение образования "Детский сад №1  г.Каменец"

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Родителям
  • Педагогам
  • Полезное
  • Попечительский совет
  • Сервисы
  • Безопасность в каждый дом
  • Противодействие коррупции
  • История, традиции и достижения учреждения образования
  • Маршрут выходного дня
  • Дополнительное образование
  • Основы гражданско-патриотической культуры дошкольников
  • ГОД КАЧЕСТВА
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    админ сайта

     

     


    Консультация для педагогов

    «Что такое адаптация ребенка к детском саду. Особенности адаптационного процесса»

    Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакцией ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

    В ходе комплексного исследования, проведенного учеными  в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

                                                     

    I.Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем, один месяц).

                                                       

    II.Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).

                                                     

    III.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

    Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

    • легкая адаптация: к 20–му дню пребывания в дошкольном учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
    • адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30–му дню пребывания в дошкольном учреждении. Нервно–психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
    • тяжелая адаптация: характеризуется, во–первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

    1–й вариант

    Поведенческие реакции нормализуются к 60–му дню пребывания в дошкольном учреждении.

    Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1–2 квартала.

    Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10–ти дней.

    Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1–2 кварталов.

    2–й вариант

    Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

    Поведенческие реакции нормализуются к 3–4 месяцу пребывания в дошкольном учреждении. Нервно–психическое развитие отстает от исходного на 2–3 квартала.

    Замедляются рост, прибавка в весе.

    Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков. Благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

    Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

    Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

    • от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
    • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
    • от состояния здоровья;
    • от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
    • от разницы в методах воспитания.

    Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

    Невыполнение основанных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

    Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

    Упрямство (причины):

    • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
    • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
    • привычная форма поведения избалованного ребенка;
    • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

    Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

    • отсутствие уважения взрослых к ребенку;
    • реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
    • недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
    • утомление от однообразной деятельности.

    Лживость (причины):

    • болезнь, страх наказания;
    • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

    Лень (причины):

    • неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
    • воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

     

     


                       

     

    Адрес: 225051, Брестская обл., г. Каменец, ул. Брестская, 62.

    Телефоны: 8 01631  3 71 90, 7 50 36

    Адрес электронной почты:  du1@kamenec.edu.by    

    Свидетельство о государственной регистрации  от  1 сентября 2022 года с регистрационным номером 290979743

     

    Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. (Дистервег А.)