Дошкольный возраст – это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. Исследователи называют дошкольное детство периодом рождения личности. В этом возрасте «ребёнок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, делающие его неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями».
Главная задача воспитателей детского сада – подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем бережное отношение к себе и к окружающим людям. Педагог не может относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников или к его заметному ухудшению. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий так необходимо и важно.
Для начала определим, что же такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это применение научных знаний на практике, направленных на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду (детей, педагогов и родителей). Предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему при этом необходимый багаж умений, знаний, навыков, – вот что является главной целью использования здоровьесберегающих технологий. Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению, т.е. формируют культуру здоровья. Педагог, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, как для родителей, так и для педагогов дошкольных учреждений. Полноценное физическое, психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. А физическое развитие детей, как подчёркивает Л. Д. Глазырина, возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Именно физическая культура играет уникальную роль в развитии психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного здоровья ребёнка, постепенно подготавливая его для включения в более сложные системы социальных отношений. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Физическая культура в дошкольном возрасте есть культура чувств, внимания, воли, красоты, культура всего характера.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий учреждения дошкольного образования, профессиональной подготовки кадров, специализации учреждения, а также уровня здоровья детей.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в учреждении дошкольного образования
Название технологии
|
Кто реализует технологию
|
Содержание технологии
|
Ритмопластика
|
Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель
|
Вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.
|
Динамические паузы (физкультминутки)
|
Педагоги
|
Профилактика утомления во время занятий. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
|
Подвижные и спортивные игры
|
Педагоги
|
Физические упражнения, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Увеличивают двигательную активность ребёнка, закрепляет, совершенствует навыки детей, развивает двигательные способности, нравственно-волевые качества
|
Релаксация
|
Педагоги
|
Нетрадиционный способ оздоровления дошкольников. Игры и упражнения на расслабление как отдельных частей тела, так и всего тела ребенка.
|
Пальчиковая гимнастика
|
Педагоги
|
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
|
Дыхательная гимнастика
|
Педагоги
|
Система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
|
Гимнастика для глаз
|
Педагоги
|
Упражнения для глаз с целью сохранения и улучшения зрения, варьируются в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
|
Самомассаж
|
Педагоги,
|
Массаж, выполняемый детьми собственноручно, на своём теле. Повышает работоспособность, улучшает функционирование мышц.
|
Технологии музыкального воздействия
|
Педагоги
|
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя с помощью музыки.
|
Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья дошкольников не может быть решена только медицинскими, только педагогическими или психологическими методами, а лишь посредством их комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.