РусскийБеларускi

 

 Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по  образованию  Каменецкого райисполкома

Государственное учреждение образования "Детский сад №1  г.Каменец"

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Родителям
  • Педагогам
  • Полезное
  • Попечительский совет
  • Сервисы
  • Безопасность в каждый дом
  • Противодействие коррупции
  • История, традиции и достижения учреждения образования
  • Маршрут выходного дня
  • Дополнительное образование
  • Основы гражданско-патриотической культуры дошкольников
  • ГОД КАЧЕСТВА
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    админ сайта

     

     


    ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка?  Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    Основная наша педагогическая задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

    Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

    После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

    Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

    Для положительной мотивации деятельности детей рекомендуется использовать различные стимулы:

    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    • тайна, сюрприз;
    • мотив помощи;
    • познавательный момент (почему так?);
    • ситуация выбора.

    Структура детского экспериментирования.

             Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

             Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

             Задачи:

    1) развитие мыслительных процессов;

    2) развитие мыслительных операций;

    3) освоение методов познания;

    4) развитие причинно-следственных связей и отношений

             Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

             Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".

             Средства: язык, речь, поисковые действия

             Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

             Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

             Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

    Последовательность детского экспериментирования.

             Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" можно провести опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

             Последовательность детского экспериментирования:

    • Проблемная ситуация.
    • Целеполагание.
    • Выдвижение гипотез.
    • Проверка предположения.
    • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
    • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

             В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    Как я это делаю?

    Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

             Примерная структура занятия – экспериментирования

    • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
    • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    • Уточнение плана исследования.
    • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
    • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
    • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

    Содержание центров экспериментальной деятельности.

             Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

             В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

    1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

    2) место для приборов

    Место для хранения материалов (природного, "бросового")

    3) место для проведения опытов

    4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

    Младший дошкольный возраст

    Компонент дидактический

    Компонент оборудования  

    Компонент стимулирующий

    - книги познавательного характера для младшего возраста;

    - тематические альбомы;

    - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани";       

    - песок, глина;

    - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

    - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

    Простейшие приборы и приспособления:

    - лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

    - бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

    - семена бобов, фасоли;     

    - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

    -  персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка"), от имени которых моделируется проблемная ситуация.

    Средний дошкольный возраст

    Компонент дидактический

    Компонент оборудования  

    Компонент стимулирующий

    - книги познавательного характера для среднего возраста;

    - тематические альбомы;

    - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Подарки" (зимы, весны, осени), ткани, бумага, пуговицы;

    - мини-музей (тематика различна, например, "Камни", Чудеса из стекла" и др.)       

    - песок, глина;

    - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

    - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

    - семена бобов, фасоли, гороха;

    - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

    Простейшие приборы и приспособления:

    - лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

    - бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

    - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;

    -  персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация;

    - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

    Старший дошкольный возраст

    Компонент дидактический

    Компонент оборудования  

    Компонент стимулирующий

    -  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

    - серии картин с изображением природных сообществ;

    - книги познавательного характера, атласы;

    - тематические альбомы;

    - коллекции

    - мини-музей (тематика различная, например, "Часы бывают разные:», «Изделия из камня").    

    - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет», «Стекло", "Резина»;

    - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

    - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

    - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

    - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

    - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

    - сито, воронки;

    - половинки мыльниц, формы для льда;

    -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

    - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;    

    - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

    - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

    - карточки-подсказки (разрешающие-запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

    -  персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация.

     

     


                       

     

    Адрес: 225051, Брестская обл., г. Каменец, ул. Брестская, 62.

    Телефоны: 8 01631  3 71 90, 7 50 36

    Адрес электронной почты:  du1@kamenec.edu.by    

    Свидетельство о государственной регистрации  от  1 сентября 2022 года с регистрационным номером 290979743

     

    Лучшие уроки дают экзамены. (Славомир Врублевский)