РусскийБеларускi

 

 Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по  образованию  Каменецкого райисполкома

Государственное учреждение образования "Детский сад №1  г.Каменец"

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Родителям
  • Педагогам
  • Полезное
  • Попечительский совет
  • Сервисы
  • Безопасность в каждый дом
  • Противодействие коррупции
  • История, традиции и достижения учреждения образования
  • Маршрут выходного дня
  • Дополнительное образование
  • Основы гражданско-патриотической культуры дошкольников
  • ГОД КАЧЕСТВА
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    админ сайта

     

     


    Воспитание ребенка-левши

    Особенности леворуких детей и их учет в процессе воспитания

    Самое главное в воспитании ребенка-левши – это отказ от переучивания, т. к. последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга, что может привести к возникновению у леворуких детей неврозов. К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отнести:

    • нарушение сна;
    • нарушение аппетита;
    • головные боли (боли в животе);
    • страхи;
    • энурез;
    • заикание;
    • тики, навязчивые движения;
    • вялость, заторможенность.
    • укачивание в транспорте;
    • беспокойство, неусидчивость;
    • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
    • повышенная возбудимость, раздражительность.

    Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей обеих рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

    При воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям следует построить общение с ребенком так, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Задача взрослого – развить в ребенке чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

    Довольно часто леворукие дети, несмотря на проводимую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки браслетом, часами или чем-либо другим.

    У левшей-дошкольников по сравнению со сверстниками правшами задерживается формирование рядов понятий, а также пространственно-временных отношений. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом нужно обращать внимание на направления ряда – слева направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила – начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

    Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, возможно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

    Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

    1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

    2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;

    3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

    4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

    Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правостороннее направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

    Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

    Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует нужно сразу же корректировать эти ошибки, обращая на них внимание ребенка. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического слуха, т.к. слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове.

    У детей-левшей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраиванием ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

    При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку. Если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

    Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить ему время для отдыха и сменить деятельность на более активную.

     


                       

     

    Адрес: 225051, Брестская обл., г. Каменец, ул. Брестская, 62.

    Телефоны: 8 01631  3 71 90, 7 50 36

    Адрес электронной почты:  du1@kamenec.edu.by    

    Свидетельство о государственной регистрации  от  1 сентября 2022 года с регистрационным номером 290979743

     

    Уча других, мы учимся сами. (Сенека)