КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ?
Наверно, нет такого ребенка, который бы не жаловался ни разу. Дошкольники порой умудряются допекать взрослых по самым невероятным поводам. В проблему детских жалоб вовлечены родители, педагоги, дети, окружающие ребенка и конечно же сам ребенок. Что бы помочь ребенку избавиться от ябедничества, надо прежде всего разобраться, что на самом деле скрывается за детскими жалобами.
Беспомощность. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной – он идет к взрослому за помощью. Он делиться своими переживаниями, информацией о происходящем. Если его обижают, угрожают и ребенок сам не может ничего сделать – он идет к тому, кто может разрешить его проблему. Взрослый для ребенка – последняя инстанция, к которой он обращается за помощью, советом. Соответственно, ребенок надеется, что его поймут и оградят от опасности. Как часто ребенок будет жаловаться, зависит прежде всего от степени самостоятельности ребенка.
Предупреждение. Ребенок делиться своими наблюдениями за другими людьми (взрослыми и сверстниками), когда не знает, как надо реагировать на что-то новое он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснения, как ему поступить и что конкретно делать.
Месть. Ребенок может обращаться ко взрослому, как третейскому судье. Если малыша не берут в игру или у него отобрали игрушку, лакомство. Тогда ребенок пытается взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе. Такого рода жалобы прекращаются, как только у ребенка налаживаются отношения в коллективе.
Самоутверждение. Ребенок обращается ко взрослому, чтобы как-то выделиться на фоне других детей, показаться лучше, быть особенным за счет той информации, которой он владеет. Ребенок таким образом пытается привлечь внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Такие жалобы часты у детей, которые не обладают особыми способностями, умениями или просто не знают о них. Чтобы преодолеть ябедничество, надо помочь ребенку найти свои отличительные особенности, развить способности, умения, которые ценятся другими. Только взрослый может обучить ребенка позитивным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Обида. Зависть – довольно частая причина детских жалоб. В отличие от вынашиваемой мести, такие жалобы рождаются спонтанно, они ситуативны. В общем, ребенок стремиться к справедливости. У Саши есть яблоко, он украдкой жует его в раздевалке. А у Даши нет. Вот она и жалует «закладывает» Сашу. Здесь важно установить справедливость, объяснить, кто поступает не правильно. Но и не стимулировать других к ябедничеству.
Внимание. Есть дети, которые жалуются на всё и всех. Жалуются без остановки: как только родители решили одну проблему, тут же возникает новая (камушек в ботинке, ножка болит, и т.д.). В этом случае истинной причиной обращения является стремление ребенка просто обратить внимание взрослого на себя. Так ребенок вынуждает маму или папу побыть с ним дольше, чем обычно. Такие жалобы сигнализируют о том, что малышу не хватает родительской любви и заботы. Чтобы это преодолеть достаточно уделять ребенку больше внимания, играть вместе, выражать свою любовь не только через слова, и через прикосновения, телесный контакт. Особенно важно это для детей младшего возраста, а также для тревожных, впечатлительных детей.
Типы детских жалоб и способы реагирования
тип
|
Эмоциональная окраска
|
Повод (внешние обстоятельства)
|
Причина
|
Как реагировать
|
Конкретно эмоциональные
|
Слезы, вплоть до истерики
|
Боль, конфликт
|
Физический и психический дискомфорт
|
Пожалеть, выслушать, расспросить
|
Практически действенные
|
Слезы, вплоть до истерики
|
Конфликт ()
|
Бессилие, невозможность самостоятельно решить проблему
|
Разобраться, что произошло. Ввести правила или из напомнить. Научить, как впредь можно разрешить подобный конфликт
|
Познавательно-этические
|
Спокойный ровный тон
|
Нарушение норм и правил
|
Ребенок хочет убедиться в правильном понимании норм и правил
|
Урегулировать утвердить правило, нормы поведения.
|
Личностные
|
Заинтересованность, яркая эмоциональная окраска
|
Нарушение норм и правил
|
Ребенок хочет, чтобы он был лучше на фоне других (низкий статус среди детей, «неумелость» в общении)
|
Изолировать жалобщика от зрелища наказания других. Провести беседу о причинах поведения
|
Если в группе дети никогда, ни в каком возрасте не жалуются, это значит, что воспитатель не является для них авторитетным лицом.