МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

АДДЗЕЛ ПА АДУКАЦЫІ КАМЯНЕЦКАГА РАЙВЫКАНКАМА

ДЗЯРЖАЎНАЯ ЎСТАНОВА АДУКАЦЫІ "ДЗІЦЯЧЫ  САД №1 Г.КАМЯНЕЦ"

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

адмін сайта

 

 


Консультация для педагогов

«Что такое адаптация ребенка к детском саду. Особенности адаптационного процесса»

Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакцией ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными  в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

                                                 

I.Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем, один месяц).

                                                   

II.Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).

                                                 

III.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация: к 20–му дню пребывания в дошкольном учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
  • адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30–му дню пребывания в дошкольном учреждении. Нервно–психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
  • тяжелая адаптация: характеризуется, во–первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1–й вариант

Поведенческие реакции нормализуются к 60–му дню пребывания в дошкольном учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1–2 квартала.

Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10–ти дней.

Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1–2 кварталов.

2–й вариант

Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3–4 месяцу пребывания в дошкольном учреждении. Нервно–психическое развитие отстает от исходного на 2–3 квартала.

Замедляются рост, прибавка в весе.

Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков. Благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Невыполнение основанных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

  • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
  • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
  • привычная форма поведения избалованного ребенка;
  • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

  • отсутствие уважения взрослых к ребенку;
  • реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
  • недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
  • утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

  • болезнь, страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

  • неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
  • воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

 

 


                 

 

Адрас: 225051, Брэсцкая вобл., г. Камянец, вул. Брэсцкая, 62.
Тэлефоны: 8 01631 3 71 90, 7 50 36
Адрас электроннай пошты: du1@kamenec.edu.by
Пасведчанне аб дзяржаўнай рэгістрацыі ад 1 верасня 2022 г. з рэгістрацыйным нумарам 290979743

 

Экзамены: единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней. (Жорж Элгози)